Самостоятельные занятия йогой: мотивация и отношение

Самостоятельные занятия йогой: мотивация и отношение

Продолжение статьи Эяла Шифрони о том, как начать (и успешно продолжить) заниматься йогой самостоятельно. В этой статье речь пойдет о мотивации и правильном отношении в личной практике, как сделать её интересной и углубленной. Также, рекомендую к прочтению первую часть: Первые шаги по организации и структурированию личной практики.

Во второй части:

5. Приоритет йоги, как истинная ценность для вашей жизни.

У вас может быть много дел и задач на сегодня, которые вы сбираетесь решить, но время, которое вы инвестируете в вашу практику, потенциально повышает качество всего дня. После практики ваш ум будет более ясным, ваш интеллект острее и ваши эмоции более сбалансированны. Таким образом, время, которое вы инвестируете в практику, окупится, так как вы будете более эффективны в выполнении ваших задач. Вы станете более расслабленны и спокойны, и будет тратить меньше времени и энергии. Вы будете принимать более обоснованные решения и эффективнее расставлять приоритеты. Кроме того, вы будете светиться радостью, миром и гармонией; Вы будете счастливее, и это улучшит ваши отношения с людьми и, возможно, им передастся часть вашей радости и спокойствия.

Во время личной практики я часто понимаю, что часть вещей, которые я считал важными и актуальными, не являются таковыми, и я могу отбросить их или отложить на другое время.

Один из моих учеников сказал, что йога является лучшей инвестицией, которая доступна всем, занятия йогой позволят с экономить на врачах, психиатрах и других видах терапии. Инвестировать в йогу проще и гораздо дешевле, чем платить за лечение. Я склонен согласиться с ним.

Существует всем известная Дзен поговорка:

«Вы должны сидеть в медитации в течение 20 минут каждый день, а если вы слишком заняты и у вас нет 20 минут, то вы должны сидеть в течение часа »

И в самом деле, если вы так заняты, что не можете посвятить 20 минут практики в течение дня, может быть, вы должны переосмыслить способ управления своей жизнью.

Почему вы так заняты? Вы тратите много времени на себя или посвящаете все свое время и энергию другим людям и проектам? Может быть, час практики даст вам больше времени, чтобы подумать над этими вопросами и изменять свои приоритеты.

Часто, даже прежде, чем я встану с постели, мой ум уже занят составлением списка дел на день. Когда я бываю очень занят, я слышу свой внутренний голос, говорящий: «Эй, может быть, тебе просто пропустить личную практику на сегодня?!»

Я научился распознавать этот голос и назвал его «О, это говорит мой «болезнетворец»». Я слышу этот голос, но отвечаю: «Мой дорогой «болезнетворец», хоть вы и обращаетесь ко мне, но я не могу слушать вас прямо сейчас, потому что мне нужно заняться личной практикой, я займусь делами, которые вы упоминаете, когда закончу заниматься йогой, пожалуйста, избавьте меня от своего присутствия, спасибо.»

Когда я нахожу себя слишком занятым, я читаю вдохновенные слова вьетнамского буддийского монаха Тхить Нят Ханя:

«Почему я должен бежать? Я в мире с самим собой. Я в мире со всем остальным. Я испытываю радость бесцельности. У меня нет никаких целей. Я не бегу за чем-нибудь. Я практикую остановку. И когда вы остановитесь, вы познаете суть и понимание освободит вас.»

(Под банановым деревом «Under the Banyan Tree», стр. 113)
6. Сделайте йогу привычкой и практикуйте с религиозной дисциплиной.

В еврейской традиции, одно из предписаний - ежедневная Мицва (религиозный обряд). Аналогичные обязательства есть в каждой религии. Религиозный человек никогда не спросит: «Должен ли я молиться сейчас? Может, я должен отказаться от того или иного служения?» Он просто делает это. С йогической дисциплиной должно быть также. Придерживайтесь вашей йогической садханы так, как если бы это было вашей религией. Как бы долго вам не пришлось быть приверженцем этого пути, будьте решительны и непреклонны, чтобы придерживаться его. Не позволяйте ежедневным импульсам выводить вас из равновесия.

Выделение фиксированного времени и места для личной практики- первый шаг, чтобы выработать привычку. Но, истинная дисциплина исходит от понимания и осознания.

Вот что сказал Ральф Уолдо Эмерсон о привычке и судьбе:

«Посеешь мысль — пожнешь действие. Посеешь действие — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу.»

Наши мысли, находясь под контролем, могут быть очень мощными. Вот то, что Свами Шивананда сказал на эту тему:

«Не позволяйте желаниям контролировать ваши мысли. Легко не увлекайтесь всякого рода желаниями из-за эмоций. Когда проявляются желания, подумайте, поразмышляйте хорошо. Подумайте, действительно ли это особое желание по отношению к особому объекту принесёт максимум счастья и минимум страдания. Если наоборот, безжалостно отбросьте его. Не пытайтесь осуществить его. Вы должны контролировать желания посредством мыслей. Вы не должны позволять желанию управлять мыслью. Вы должны постепенно обрести силу для контроля над желанием. Желание, когда оно контролируемо, превращается в волю. Вы обретёте силу воли. Многие люди падают жертвой своих желаний и беспомощно мечутся туда-сюда, подобно соломинке на ветру. Это большая жалость. Тот человек, который обрёл контроль над желаниями и мыслями, действительно является могущественным и счастливым человеком.»

7. Практикуйте согласно проверенным последовательностям

Вспомнить асаны и решить в какой последовательности их практиковать - непростая задача для новичка. Заранее определенные последовательности, составленные квалифицированными преподавателями, дадут вашей практике необходимую структуру для постепенного и безопасного прогресса.

Основываясь на примере Фаека Бирия (одного из моих лучших учителей, первый год моего обучения на учительском курсе был посвящен становлению личной практики), я даю ученикам набор из пяти последовательностей - по одному для каждого дня недели (также они должны посещать один или два раза в неделю классы других преподавателей). Когда они начинают следовать предложенным последовательностям, я часто замечаю значительный прогресс в их практике.

Когда я начал своё собственное йога-путешествие в 1978г., было намного меньше информации о йоге, чем мы имеем на сегодняшний день, и не так много последовательностей. Иногда, я выполнял последовательности, приведенным в Light on Yoga. Эти последовательности вдохновляют, но они могут быть сложными для среднего практикующего.

К счастью, сегодня у нас есть прекрасные последовательности, которые могут быть использованы начинающими для постепенного перехода к более сложным асанам. Например:

  • Начните с 28 недельного курса, который предлагает Гита Айенгар - глава 10 в книге «Йога в действии: начальный курс»
  • Практикуйте 10 последовательностей, приведенных в главе 5 в книге «Основные методические указания для преподавателей йоги» Б.К.С. Айенгар и Гита Айенгар. Приведенные последовательности были тщательно разработаны для нас нашим Гуруджи, Б.К.С. Айенгаром, и мы должны следовать им пока не станем достаточно зрелыми, чтобы адаптировать их для себя. Они состоят из основных групп асан, включая позы стоя, сидя, вытяжения вперед и назад, перевернутые позы и скручивания.

Одной из характерных черт этих последовательностей является то, что все они содержат позы стоя и перевернутые позы. В книге «Йога в действии: Начальный курс» Гита говорит:

«Позы стоя являются основой или фундаментом, поэтому начать нужно с них, чтобы укрепить позвоночник.»

В книге «Woman’s Yoga Practice» Гита Айенгар и Лоис Штейнберг пишут:

«Нельзя недооценивать преимуществ Ширшасаны и Сарвангасаны. Те, кто практикуют Ширшасану и Сарвангасану регулярно, каждый день испытывают на себе их положительный эффект. И, если обстоятельства заставляют сократить время практики, они продолжают выполнять Ширшасану и Сарвангасану, поскольку понимают, как им будет не хватать преимуществ этих поз.»

Позы стоя и перевернутые позы так важны, что они должны быть частью вашей повседневной жизни (за исключением противопоказаний, таких как менструации). Выстраивая свои личные программы, обращайте внимание на указания Гиты из «Йога в действии: начальный курс», отдельное внимание уделите стр. 80 и стр. 119-121 и раздел «Method of Practice» - страницы 111-113 в книге «Yoga in Action Intermediate Course – 1».

Продвинутые практики, достигшие зрелого уровня, не нуждаются в заранее подготовленных программах. Я больше не использую фиксированные программы занятий для личной практики, я слушаю то, что говорит мне мое тело. Обычно, у меня есть представление о том, что будет в центре внимания, но это может измениться в процессе практики. Действительно, каждая новая поза естественно приводит к следующей, и практика протекает без какого-либо фиксированного плана занятия (но я практикую позы из всех основных групп в течении недели).

Такой подход требует глубокого понимания асан и их воздействия, поэтому вначале (и это может продлиться несколько лет) лучше следовать программам, предоставленными опытными преподавателями.

8. Убедитесь, что ваша практика интересна и доставляет удовольствие
.

В книге «Йога в действии: начальный курс» Гита Айенгар дает следующий совет:

«Не обременяйте свой ум идеей выполнить много поз. Не давите на ум, тем, что практика отнимает слишком много времени. Начинайте практику со свободным умом(Глава Х).»

Ваша практика должна быть интересной и приятной. Да, для того, чтобы прогрессировать, вы должны быть сосредоточенны и решительны. Но, если вы чувствуете, что ваша практика является бременем, остановитесь и спросите себя честно, что является причиной этого чувства.»

В книге «Дерево йоги. Ежедневная практика» Б.К.С. Айенгар пишет:

«Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок – относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера.» (см. часть 2, глава «Плоды»)

Если ваша практика поверхностна и механистична, вам станет скучно – вы не будете заинтересованы в ней. Каждое занятие должно принести с собой ощущение свежести, немного нового знания и открыть доступ к ранее неизведанным территориям внутри вас. Таким образом, практика никогда не наскучит вам, и вы не будете считать это бременем. Хороший учитель поощряет нас исследовать в себе все более глубокие слои через тщательные инструкции и проницательное видение. Но как повторить это самостоятельно в домашних условиях?

Ключ к этому – пытливый и любопытный ум. Например, отслеживайте действия, которые повторяются в разных позах, исследуйте, как разные позы влияют на ваше дыхание, или попробуйте выполнить одну и ту же позу с разными пропсами (вспомогательными материалами).

Пропсы – это уникальная особенность йоги по методу Айенгара. Независимо от ваших физических ограничений, вспомогательные материалы (пропсы) могут быть использованы для исследования позы и углубления вашего опыта. Пропсы позволяют изучить воздействие поз, что бы распространит свою осведомленность в ранее неизведанные «регионы» тела. В свое семидесятилетие Йогачарья Б.К.С. Айенгар сказал:

«С пропсом ученик понимает и узнает асану быстрее, так как мозг остается пассивным. Через пассивность мозга человек учится быть на чеку в теле и уме. Пропсы – проводники в самообучении. Они помогают точно и безошибочно.»

В новом руководстве по использованию вспомогательных материалов, которое я в настоящее время пишу (скоро закончу), я представлю много методов по использованию пропсов, я поделюсь всем, что узнал у Айенгара в Пуне и от других учителей. Я объясню, как обращаться с обычными, стандартными пропсами: блоками (кирпичами), ремнями, одеялами, стенами, и расскажу о воздействии каждого использованного пропса. В качестве примера, вот несколько вариантов использования пропсов: для прямого осознания частей тела (1), чтобы помочь задействовать напряженные мышцы (2), чтобы проверить выравнивание тела (3, 4), чтобы активизировать ноги (5) и для обеспечения спокойного пребывания в сложных позах (6).


9. Используйте таймер, чтобы развивать свою выносливость.

Позы – это психофизические состояния, которые должны быть сохранены в течение определенно периода времени. Пребывание в позе – это сердце практики. Я помню, что в первые дни, выполняя стойку на голове, я обнаружил, что непреднамеренно выхожу из позы в моменты потери концентрации. Это побудило меня начать использовать таймер. Когда я работал над продлением моего пребывания в позе, то устанавливал таймер на 10 минут и был полон решимости оставаться в позе до звукового сигнала. Это помогло мне развить выносливость и решимость.

Сегодня легко использовать разнообразные гибко настраиваемые продвинутые таймеры, адаптированные к занятиям йогой на любом компьютере и смартфоне (прим.: автор имеет в виду приложения для мобильных устройств и компьютеров, on-line сервисы.) Пребывание в течение одной минуты в позе на баланс (как Вирабхадрасана III), или 10 минут в вытяжении вперед (как Пасичомоттанасана) или 15 минут в перевернутой позе (как Ширшасана) требуют силы воли и решимости. Использование таймера освободит ум и позволит сосредоточиться на выравнивании и уменьшении избыточного усилия, не беспокоясь о времени. Кроме того, при выполнении последовательности поз, вы можете использовать промежуточные оповещения, которые будут сигнализировать вам о том, что настало время перейти к следующему варианту последовательности.

Однако, будьте осторожны в том, чтобы не развить зависимость от внешних устройств (гаджетов). В конечном итоге вы должны развить внутреннее чувство и понимание того, как долго будет вам на пользу пребывание в данной асане в конкретный день. Ваш собственный «внутренний таймер» должен учитывать физиологические и психологические аспекты, а не только хронологические.

10. Будьте благоразумны. Постепенный и устойчивый прогресс.

Иногда, высокомотивированные ученики начинают практиковать самостоятельно у себя дома, и через несколько недель жалуются на боли, обвиняя интенсивную практику в получении травм. При переходе от еженедельных занятий в классах к повседневной личной практике «оживают» скрытые проблемы и дисбалансы, заявляя о себе новыми ощущениями и болью. Начиная самостоятельные занятия йогой, очень важно оставаться благоразумным и прогрессировать постепенно. Я часто говорю ученикам, что нет «мгновенной йоги», йога — это проект на всю жизнь (или на несколько жизней). Здесь нет смысла в попытках двигаться быстрее ваших естественных способностей. Будьте честны и примите ваши ограничения. Вырабатывайте терпение и удовлетворенность от постепенного неуклонного прогресса. Хорошо подготовьте тело в базовых позах (в основном, позы стоя) прежде, чем приступить к продвинутым позам. Прислушайтесь к телу и запомните эти заключительные слова Гиты Айенгар из книги «Йога в действии: начальный курс»:

«Лишь одно ведет к Великому завершению - благоприятное и хорошее начало. Постепенность и неуклонность выигрывают гонки. Наш долг, как новичков, продолжить практиковать постоянно и с устойчивым умом.»

11. Слушайте вашу боль.

Если у вас есть постоянные боли, необходимо изучить её и найти её причину. Айенгар говорил: «Боль приходит, чтобы направлять вас. Боль ваш Гуру». Найдите различие между «хорошей болью», указывающей на здоровый прогресс в рамках потенциала ваших мышц и суставов, и «плохой» болью, которая указывает, что вы нарушили эти пределы. Никогда не игнорируйте боль, но и не паникуйте. Слушайте внимательно, что этот Гуру (боль) говорит вам; обратитесь к учителю за консультацией и поддержкой; измените свою практику, чтобы избежать нездоровой боли. Если боль не проходит и причины её не известны – обратитесь к врачу.

12. Не делайте различий между типами поз.

Вы должны практиковать все асаны, которые подходят для вашего уровня. Естественно, у вас будут любимые и не любимые позы. Однако, существует ценность в обучении именно той позы, которая является наиболее трудной для вас.

В Бхагавад Гита (II.48) сказано, что йога – это Саматван (готовность, беспристрастность) и одно из значений этого, то что йог обращается со всем и всеми с одинаковым достоинством и уважением. Таким образом, наша практика должна привести нас к этому идеалу. Каждая асана имеет свой уникальный эффект. Помните, что конечная цель практики асан – ум. Наблюдайте за вашим сознанием во время выполнения «нелюбимых» поз, пусть это научит вас, как развить выносливость и хладнокровие.

13. Адаптация практики к вашему текущему состоянию.

Наша практика не должна превратиться в слепую рутину. Мы должны развивать осознанность и чувствительность к нашему физическому, физиологическому и психическому состоянию. Практика должна меняться ото дня ко дню в зависимости от таких факторов, как наше текущее состояние здоровья и уровень энергии, и должна быть адаптирована в соответствии с такими факторами, как наш возраст, погода, время суток и многими другими.

Когда вы начинаете практику, оцените ваше состояние и выберите наиболее подходящий к этому дню вид практики. Например, если в конкретный день вы чувствуете упадок, лучше выбрать энергичные асаны, чтобы стимулировать дыхание, кровообращение, а также асаны на раскрытие грудной клетки (прогибы назад идеально подходят для этого), с другой стороны, если вы страдаете от головной боли, возбуждены или у вас высокое кровяное давление, следует выбрать спокойную последовательность с длительным пребыванием в вытяжениях вперед (наклонах) с опорой. Если вы истощенные после долгого рабочего дня, вам нужна общеукрепляющая практика. Женщины должны принимать во внимание изменения, которые происходят во время менструального цикла.

14. Примите поддержку от семьи и друзей, когда это нужно.

Оказывающие поддержку члены вашей семьи и друзья помогут помочь вам сохранить настойчивость в практике. После того, как вы решили практиковать на ежедневной основе, известите об этом решении членов вашей семьи и друзей, и попросите их поддержать вас в этом. Ваш партнер может ободрить и сподвигнуть вас на практику в течение дня, напомнить вам о вашем решении (конечно, сделано это должно быть продуманно и с учетом обстоятельств).

Если у вас есть друг или коллега, с которым вы можете практиковать, это может помочь вам приступить к практике. Некоторые люди считают, что гораздо легче практиковать с другом или в небольшой группе. Но, смотрите, чтобы практика не превратилась в дружеские посиделки.

Лично я предпочитаю практиковать в одиночестве, но были времена, когда совместная практика значительно помогла мне.

15. Рассмотрим использование Видео/Аудио/Фото материалов для занятия йогой.

В интернете есть много аудио и видео записей йога классов, а также в формате CD. Они могут помочь вам создать собственную практику, но следует учитывать следующее:

  • Во-первых, записанные уроки не могут заменить учителя. Роль учителя состоит в наблюдении за учениками и исправлении их ошибок. Это не может быть сделано в режиме дистанционного управления. Помимо технической стороны, учитель является образцом для подражания и источником вдохновения. Отношения между учеником и учителем очень значимы в процессе движения по пути йоги.
  • Во-вторых, записанные уроки повторяют себя (естественно) и отсутствует элемент наблюдения и внутреннего исследования. Практика – это наша возможность быть с собой и наблюдать свой ум и его колебания, чтобы узнать, как сдержать их. Это великий дар йоги, и он может ускользнуть от вас, если вы используете записанные уроки регулярно.

Поэтому, если вы решите использовать записанные уроки, сбалансируйте их с самостоятельной практикой (без использования видео уроков) так, чтобы не развивать зависимость от внешних инструкций и указаний.

13 сентября 2015, 00:58    Богдановский Денис Блог 0    2287 0

Комментарии ()